Ученые до сих пор не знают, как направленно спровоцировать развитие мозга, интеллект сложнее мышц. Составляющие интеллекта: память, восприятие, гибкость мышления, координация, внимание.
Та часть интеллекта, которая называется подвижной, способна прокачиваться в течение жизни с помощью игр.
Интернет-ресурсы, предлагающих онлайн-игры по развитию мыслительных способностей, давно популярны у людей старше 50.
О памяти судят по способности запоминать большие объемы и быстро извлекать нужный материал при необходимости. Память — сложный инструмент, проведем связь между видами памяти и играми, которые созданы для улучшения того или иного типа памяти.
Кратковременная память (КВП) используется, когда отвечает за то, чтобы понять фразу собеседника при проговаривании, а еще КВП участвует в формировании долгосрочных воспоминаний. Хрестоматийный пример нарушения КВП — умеренная стадия болезни Альцгеймера.
Кратковременная зрительная память (КВЗ) — используется на запоминание зрительных образов, и работает еще чаще, зрением пользуемся чаще.
Память на названия и имена помогает правильно и быстро назвать объекты, людей, места, понятия. Отгадывание кроссвордов — действенный метод тренировки такой памяти.
Рабочая память хранит информацию до тех пор, пока нужна. Происходит удержание в поле оперативного знания рабочего материала для совершения действий.
Невербальная память хранит и отдает воспоминания о лицах, визуальных образах, звуках. Если нужно вспомнить маршрут из пункта А в пункт Б, то включается невербальная память
Восприятие — способность узнавать и понимать. Скорость и качество восприятия повышается при тренировке зрительного канала информации. Влияние игр на восприятие доказано в исследованиях болевых ощущений. Люди, испытывающие боль в результате болезненных процедур или травм, меньше ощущают боль, играя. Когда внимание человека в игре, то мозг уделяет меньше внимания другим раздражителям.
Для прокачки зрительного восприятия подойдут карточные игры, где по мере игры приходится запоминать много информации, а вот пространственное восприятие лучше тренируют игры, связанные с перемещением внутри заданного поля.
Визуальное сканирование — способность человека в области поля зрения найти то, что ищет. Пригодятся игры на внимательность.
Распознавание информации происходит, когда мозг дает сигнал: новая ли это информация или известная. Случалось ли позабыть, видите ли это впервые. Тренировка скорости распознавания лучше удается игрокам в игры с большим количеством деталей и малым временем на ход.
Умение мозга рассуждать помогает решить задачи в логически последовательной форме, планировать последовательность действий. Когда это происходит при повышенной скорости обработки информации, то о человеке говорят, что у него развиты когнитивные способности.
Когнитивная гибкость помогает переключаться с одной мысли на другую, а также думать над несколькими вещами сразу, и тут пригодятся игры, направленные на развитие логики.
Координация отвечает за время реакции на внешние стимулы.
Согласованность и четкость работы мозга в системе “глаз-рука” тренируют игры, рассчитанные на выполнение задач в условиях нехватки времени.
При нарушениях моторики в результате травм или болезней включение в курс восстановления игр для улучшения пластичности мозга, помогает людям быстрее восстанавливаться. В университете Тель-Авива использовали игры как обезболивающее при параличе, а получили раннее восстановление моторики рук по сравнению с теми пациентами, кто лечился традиционным путем.
Внимание — инструмент вариативный.
Фокусированное внимание — способность к концентрации на одном объекте длительное время.
Распределенное внимание — способность удерживать в фокусе и реагировать на 2-3 стимула одновременно, как Гай Юлий Цезарь.
С вниманием связана ингибиция — контроль импульсивных реакций и выдача осознанных реакций с помощью внимания и рассуждения. Если соперник незаслуженно хамит в чате, значит, у этого человека проблемы с ингибицией: вместо того, чтобы тренировать мастерство в игре, он несет отрицательные эмоции туда, где этого никто не оценит. Кроме модератора, конечно ;).
Современные исследования на позитронно-эмиссионных (ПЭТ) и магнитно-резонансных (МРТ) томографах показывают, что при работе мозга задействуются участки по всему объему мозга, а значит мозг работает в полную силу при нестереотипной, непривычной работы. И чем нестандартнее задача, чем новее дорожка в сером веществе, тем тренированнее и живее ментальное пространство.
Академик Наталья Бехтерева на посту научного руководителя Института мозга человека РАН сравнивая мозг человека с компьютером, оценила объем первого в 5,5 петабайт информации — 3 миллиона часов видео! 300 лет просмотра.
1 петабайт = 1000 террабайт, 1 террабайт = 1000 гигабайт.
При таком объеме нейронные связи, сеть дорог для нейронов, формируется в течение всей жизни.
Суждение “Нервные клетки не восстанавливаются” не подкрепляется современными исследованиями. Специализирующиеся в когнитивистике психологи, врачи, педагоги, ученые длительное время считали, что мозг развивается первые годы жизни, в юности достигает пика, затем угасает. Да, но не всегда.
Первые исследования на тему пластичности мозга в течение всей жизни появились 30 лет назад. Профессор СПБГУ Татьяна Черниговская, советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, говоря о пожизненной пластичности мозга детей и взрослых отмечает, что пластичность достигается тренировками, решением мыслительных задач.
Смертность людей интеллектуального труда вчетверо ниже по сравнению с людьми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. И роль играет постоянство интеллектуальной нагрузки, а не IQ-тест на 110 баллов.
Чтобы стать бегуном, человеку нужно не только бегать, но отдельно тренировать мышцы, осваивать технику бега, — и через время человек научится неплохо бегать, а уже позже, тренируясь, перейдет в разряд бегунов. Базовый уровень за счет тренировок и осознанной работы растет. То же самое и с "мышцами" интеллекта.
Последние годы жизни Наталья Бехтерева посвятила научной работе «Умные живут долго», где писала, что думая над новыми, нестандартными, творческими задачами — “сверхзадачами” — мозг даже пожилого человека образует новые связи, новые нейроны, нервные клетки.
Старости в биологическом смысле нет.